Salsoul Orchestra

29.08.2018 Выкл. Автор admin
Salsoul Orchestra

Salsoul Orchestra – один из крупнейших в истории мировой музыки диско-биг-бэнд, создавший целую обойму популярных композиций в стиле диско.

Биография
фото Salsoul Orchestra
Отцом-основателем оркестра стал человек-легенда американской популярной музыки, дирижер, композитор, аранжировщик, барабанщик и т.д. Винсент Монтана-младший, который первоначально входил в состав легендарной филадельфийской группы MFSB.

В 1974 году афро-кубинский композитор Джо Батаан представил Винсента братьям Кэйр, которым принадлежал звукозаписывающий лейбл Caytronics, продвигавший в Нью-Йорке в основном музыку в стиле «латино». Монтана поведал продюсерам о своей концепции создания большого оркестра, в звучании которого были бы объединены живые струнные и духовые инструменты вкупе с латиноамериканскими ударными и фанковыми мелодиями. Руководителю группы нужен был оркестр, чьи участники могли бы воплотить в жизнь эту уникальную концепцию. Потому поиск талантливых и разнообразных музыкантов был нелегок: из группы MFSB Монтана призвал на помощь сессионных музыкантов — гитариста Нормана Хэрриса, басиста Рона Бэйкера, барабанщика Эрла Янга и аранжировщика Дона Реналдо. Также были приглашены сессионные вокалисты: Джоселин Браун из группы Inner Life, Рон Тайсон из Love Committee, Филип Харт и Карл Хелм. Разыскивая в магазинчиках латинских кварталов Нью-Йорка и в Испанском Гарлеме Филадельфии экзотические барабаны конгас, бонгас и тимбалес, Монтана встретил классных барабанщиков — Энди Гонсалеса, Мэнни Окендо, Петера Чоки Куинтеро и Роя Армандо. В общей сложности, в составе Salsoul Orchestra обычно насчитывалось до 50 человек.

Одновременно Монтана пытался дать название новому музыкальному стилю. Комбинируя слова «сальса» (популярный латиноамериканский танец с характерным ритмом) и «соул» (наиболее «продвинутый» в Америке начала семидесятых годов музыкальный стиль), Монтана придумал новое слово — «салсоул», которое великолепно отражало происхождение звука и смешение музыкальных корней, религий и национальностей в составе оркестра. Братья Кэйр были потрясены энергией и напором композитора, и немедля заключили с ним контракт на запись трех композиций. Музыка продюсерам понравилась до такой степени, что ими был профинансирован не только дебютный альбом оркестра, но и даже создан новый звукозаписывающий лейбл — названный в честь группы: Salsoul Records.

Первый альбом группы, выпущенный на рынок в 1975 году явил миру блестящий и ритмичный стиль Salsoul Orchestra. Этот стиль искусно воплощается оркестром Салсоул уже в первой композиции их дебютного альбома — «Salsoul hustle» (ведущие позиции в танцевальных чартах конца 75 года), которая выстроена на использовании контраста между мечтательной и аранжированной струнными мелодией и серией фанковых инструментальных междометий, приправленных всполохами конгас. Среди других примечательных композиций в этом же стиле — «You’re just the right size», где «сладкие» оркестрованные проигрыши ненавязчиво перемежаются с женским хором, сексуально напевающим заглавную фразу (You’re just the right size — Твой размер — то, что надо…) поверх ритма, задаваемого синтезатором; «Salsoul rainbow» же плавно скользит по ритмической колее, задаваемой все теми же ударными конгас и «квакающими» гитарными рифами… С другой стороны, в своем первом альбоме Salsoul Orchestra все же иногда позволяет себе немного отодвинуть в сторону «безукоризненность» стиля и отдается во власть своих черных, ритм-энд-блюзовых корней — и в результате получается окрашенный в тона диско easy-listening «Tangerine» (возглавивший Топ-20 в начале 1976 года) и меланхолично-джазовая композиция «Love letters». Лучшие композиции альбома, безусловно, остаются весьма фанковыми по духу, и все же, тут присутствует одна проблема: иногда Salsoul Orchestra несколько повторяется — к примеру, упоминавшийся уже «Salsoul hustle» и другая композиция, «Tale of three cities» аранжированы абсолютно одинаково, что заключается в контрасте между ведущей партией струнных инструментов и фанковыми импульсами из ритм-секции.

Следующий альбом оркестра, «Nice’n’naasty», появившийся на рынке в 1976 году, также стал достаточно удачным. Здесь Салсоул соединил свое фирменное соул-звучание с набирающим популярность диско-ритмом. Таким образом, общее настроение альбома получилось очень приподнятым и «дисковым». Два главных хита «Nice’n’naasty» — заглавная композиция, с ласково-сексуальными напевами и недвусмысленными намеками, а также классическая диско-обработка не менее классической мелодии Штрауса «Так говорил Заратустра» (безусловно, знакомой всем советским и пост-советским телезрителям — именно она вот уже на протяжении 30 лет звучит в заставке к программе «Что? Где? Когда?»). Монтана осмыслил Штраусовское наследие, дополнил «Заратустру» мистическими писками и мощной энергетикой африканских барабанов, и в итоге получился «Salsoul 3001» — настоящий хит американских дискотек середины семидесятых годов. В следующем альбоме оркестра, «Christmas jollies», который вышел в том же 1976 году, уже совершенно ясно определилась «дисковая» направленность, по которой решил идти оркестр.

Впечатления несколько улучшились в 1977 году, когда вышел последний сколько-нибудь успешный коммерчески альбом Salsoul Orchestra под названием «Magic Journey», два главных хита с которого — ошеломительная и потрясающая обработка еще одной классической мелодии, на этот раз Рахманиновской «Жар-Птицы» («Magic bird of fire») и классика диско-жанра, «Runaway» в исполнении диско-дивы Лолеатты Холлоуэй. Последующие альбомы оркестра — откровенно слабый «Cuchi-cuchi» 78-го года, «Up the yellow brick road» того же года выпуска и последний альбом 1979 года «Street sense» уже не имели никакого успеха у публики — вкусы и предпочтения аудитории изменились, в почете теперь был электронный хай-энерджи, а вовсе не старый добрый оркестрованный соул.

После того, как в 1982 году оркестр распался, Винс Монтана основал собственный студийный проект Montana и осуществил ряд совместных проектов с поп-звездами 80-ых годов, а также с клубными певцами девяностых, такими, как Mondo Grosso и Nuyorican Soul. Долгое время записи Salsoul Orchestra были забыты и не переиздавались, однако в середине девяностых, на волне интереса к музыке семидесятых, на компакт-дисках были переизданы несколько самых удачных альбомов группы, а также появилось несколько «бэстников», самым полным и удачным из которых является «Anthology» на двух дисках, изданная маленьким американским лейблом Bethlehem в 1994 году.

Источник: обзор интернет-ресурсов.

Если какое-либо высказанное в статье утверждение спорно или не общепризнанно, пожалуйста, сообщите нам об этом, ссылаясь на источники.

Дискография
Альбомы

1975 – The Salsoul Orchestra
1976 – Nice ‘n’ naasty
1976 – Christmas jollies
1977 – Cuchi-cuchi (Charo)
1977 – Magic journey
1978 – Up the yellow brick road
1978 – How high
1978 – How deep is your love
1979 – Street sense
1981 – Christmas jollies II
1982 – Heat it up
Композиции

Getaway
Salsoul hustle
Tangerine
Runaway
You’re just the right size
Ooh I love it
You’re just the right size
It’s good for the soul
How high
Chicago bus stop